Недавно мы с одной чудесной подругой затеяли на полях Фейсбука дискуссию общечеловеческого значения – о счастье то есть. Началась она с обсуждения поста какой-то ее знакомой о том, что все наши любови и дружбы – это все сплошь выдумка, не стоящая и выеденного яйца, а уж невыеденного – и подавно. И что мы заводим себе рядом разных людей не ради потребности в данном конкретном человеке, а исключительно ради желания поставить галочку в собственном статусе – хоть виртуальном, хоть реальном. Так сорокалетний миллионер непременно чувствует потребность завести себе 20-летнюю модель рядом, чтобы всем доказать, насколько он миллионер и мужчина, а заодно побороться с кризисом среднего возраста.
Главный посыл здесь заключается в том, что самое важное для себя мы можем делать исключительно сами. Дышать, например. Нам же для этого не нужна ничья помощь. И ничье благословение или разрешение тоже. Тебе нужно дышать – ты и дышишь. Так и со счастьем: тебе нужно быть счастливым, ты и счастлив. Все.
Это очень перекликается с теориями современных психологов и прочих гуру, которые так любят доказывать, что счастье внутри человека. И, если ты счастлив, ты притягиваешь еще больше счастья. А заодно успех, деньги и любовь тоже. И ты полюби себя, почувствуй счастье от этой любви, а там и все остальное на тебя свалится.
Впрочем, возникает вопрос, зачем тебе чего-то там притягивать, если ты уже и так счастлив? Сам по себе счастлив? Уходи себе в буддистский монастырь и купайся в счастье до конца своей земной жизни (или текущего счастливого воплощения).
Но я, к сожалению, не очень доверяю психологам. Точнее, не очень доверяю психологам, которые пытаются работать со взрослыми людьми. Вот я, например, готовясь к разводу, честно сходила к психологу. Очень приятная женщина, знаете ли. Выслушала меня сочувственно, головой покивала, сказала, что, судя по моему описанию, у нас очень крепкий брак двух сильных сформировавшихся личностей, который просто переживает кризис. И скоро все наладится. С тех пор я своего мужа видела один раз – когда мы подписывали алиментное соглашение. А психолог меня с тех пор не видела ни разу, потому что я искренне считаю, что не очень правильно говорить человеку то, что он хочет услышать, даже если ему в этот момент станет легче. Потому что ее задача как психолога вроде бы помочь человеку выкарабкаться из сложной ситуации, даже если для этого придется убедить его в том, во что он верить не хочет. Но это я сейчас так легко рассуждаю, четыре года, много бокалов мартини, две новых машины и некоторое количество романтических историй спустя. А тогда было жалко времени, которое я могла бы общаться с ребенком или работать, и денег, на которые я могла бы купить новый шелковый платочек. Потому что иногда новый шелковый платочек гораздо лучше любого психолога.
Вот и с этим внутренним ощущением счастья у меня лично ровно то же самое. Я не призываю никого ни соглашаться, ни спорить со мной. Я вполне допускаю, что этот пост будут читать сплошь гармоничные люди, которым хоть камни с неба – все равно счастье. У меня, к сожалению, не так. У меня камни с неба – повод бежать, разбирать завалы, суетиться, конечно, и нервничать. И от всей моей хрупкой душевной гармонии они не оставят, простите, камня на камне.
Да, я слабый человек, видимо, но я редко чувствую счастье просто так, без повода. Повод может быть самым малозначительным, но он должен быть. Хотя бы поле одуванчиков или теплый ветер в лицо. Это, наверное, неправильно, но я чувствую себя гораздо счастливее, когда мое дите поет мне песенку мамонтенка, чем когда оно же просыпается среди ночи с заложенным носом и плачет. И когда интересный мужчина сомневается в моих умственных способностях, например, я не то чтобы начинаю в них сомневаться сама, но чувствую себя гораздо менее счастливой, чем когда он же делает какой-никакой, пусть даже самый захудалый, комплимент.
Это, пожалуй, ситуативные эмоции, да, это то, что не должно влиять на внутреннюю гармонию. И если все это способно ее пошатнуть в ту или иную сторону, то это и не гармония вовсе, а так, фикция. Но тут можно вспомнить и вечный спор про первичность духовной или материальной пищи. И я, знаете ли, придерживаюсь той точки зрения, что голодный человек не способен так же вдумчиво вчитываться в Шопенгауэра, как его сосед, только что прикончивший стейк из мраморной говядины.
Но все эти эмоции служат своего рода топливом, подпитывающим то самое ощущение счастья. Да, не обязательно есть себя поедом и страдать, например, что у тебя вот тут вот лишний килограмм, а вот там вот пробел в профессиональных знаниях, пока кто-нибудь другой, очень авторитетный, не скажет, что ты стройная газель и не заплатит тебе сто тыщ мильонов за месяц работы. Можно быть уверенным в себе и в целом гармоничным человеком, но для счастья нуждаться в чем-то еще. И улыбаться себе утром в зеркале не потому, что так советуют психологи для создания хорошего настроения, а потому, что есть что вспомнить хорошего из вчерашнего дня. Так что я вот сейчас поставлю точку и пойду нюхать шевелюру спящего сына – подпитываться.
Comments